ПРОЕКТ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ "ВЕСЁЛЫЕ ТУРИСТЯТА"


ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ

"ВЕСЁЛЫЕ ТУРИСТЯТА"

Информационная карта проекта.

1.     Название проекта: «Весёлые туристята».

2.     Автор проекта: Устюжанина Ольга Сергеевна

3.     Вид, тип проекта: краткосрочный, творческий познавательно-исследовательский.

4.     Сроки проведения: июнь 2022 года

5.     Участники проекта: дети, родители воспитанников, педагоги.

6.     Возраст детей: 4-5 лет.

Введение.

«Туризм – вид спорта – групповые походы,

имеющие целью физическую закалку;

вид путешествий, совершаемых для

отдыха и самообразования». (С.И. Ожегов.)

Термин «туризм» впервые встречается в английских источниках начала XIX века и обозначает экскурсию или путешествие, которое заканчивается возвращением к месту начала путешествия. 

Нельзя недооценивать и того, что детскому возрасту свойственно стремление к необычности, к приключениям и романтике. Туризм – прекрасное средство, которое естественным путем удовлетворяет потребности ребят. В походе ребята раскрываются совсем с другой стороны. В этом отношении поход особенно ценен для педагога, так как позволяет глубже понять натуру каждого из ребят и найти индивидуальный подход к ним. Это способствует настоящему взаимопониманию и установлению отношений сотрудничества, что потом переносится и в дальнейшую жизнь.     

Актуальность.

В последние годы особенно волнует состояние здоровья детей дошкольного возраста. За последнее время число здоровых дошкольников значительно уменьшилось. Приоритетной задачей каждой дошкольной образовательной организации должно стать сохранение и укрепление здоровья воспитанников, формирование у них ценностей здорового образа жизни.

На здоровье детей также оказывают влияние современные экологические проблемы. Поэтому перед педагогами стоит задача большой значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе. Чтобы эти требования стали нормой поведения каждого гражданина, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей природы.

Общаясь с природой, изучая её объекты и явления, дети постепенно постигают окружающий мир. Природа – это источник красоты, радости, отдыха и здоровья.

Полноценное развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Перед каждым педагогом возникают вопросы: как организовать деятельность дошкольников на занятии, чтобы дать каждому ребенку оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья? Как развивать интерес к занятиям физкультуры, потребность в здоровом образе жизни? Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.

Рассматривая природу как источник оздоровления дошкольников, педагоги ставят приоритетной задачей внедрения в работу с детьми такую здоровьесберегающую технологию, как эколого-оздоровительные походы. 

Во время похода дети не только любуются красотой окружающей природы, получают определённые знания по экологии, закрепляют правила поведения в природе, знакомятся с разными видами растений, но и укрепляют своё здоровье. Этому способствует сама окружающая среда. В походе удовлетворяется потребность в двигательной активности, развивается выносливость, укрепляется мускулатура. Такие прогулки способствуют профилактике целого ряда заболеваний у дошкольников.

Туризм как средство оздоровления характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребенку при отсутствии у него серьезных патологий.

Однако ценность туризма не ограничивается вопросами оздоровления и физического развития. Такие прогулки воспитывают у детей важнейшие нравственные качества, учат налаживать взаимоотношения между членами группы, развивают организованность, отзывчивость, доброжелательность.

Обязательной составной частью похода является работа по ознакомлению детей с природой и историей родного края. Дети приобщаются к удивительному миру, ведь природа считается самой доступной, наглядной и полезной для ребенка.

Как видим, дошкольный туризм включает в себя ряд компонентов: физкультурно-оздоровительный, социально-коммуникативный, познавательный и т.д. Таким образом, туризм является прекрасным средством всестороннего развития личности ребенка.

Цель: воспитывать здоровый образ жизни через привитие интереса к детскому туризму.

Задачи:

-     Обеспечить охрану жизни и укрепления здоровья детей;

-     Способствовать повышению двигательной активности и общей физической выносливости;

-     Расширять знания детей о детском туризме;

-     Расширять и закреплять знания детей о природе как целостной взаимосвязанной системе;

-     Формировать эколого-туристские знания и умения природопользования;

-     Развивать выносливость, терпение, чувство взаимопомощи;

-     Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

 

Ожидаемые результаты:

Для детей:

-     укрепилось физическое здоровье;

-     усовершенствовались психофизические качества (быстрота, выносливость, ловкость);

-     повысилась мотивация к освоению основ здорового образа жизни;

-     развились навыки взаимодействия со взрослыми и сверстниками во время различных видов деятельности;

-     усовершенствовались навыки природосообразного поведения.

 

Для педагогов:

-     повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по организации совместной образовательной деятельности с участниками образовательных отношений посредством освоения новых методов, приемов, технологий;

-     реализация личностно-профессионального роста педагогов.

Для родителей:

-     повышение педагогической культуры родителей по использованию детского туризма как эффективного средства для всестороннего развития детей дошкольного возраста;

-     укрепление детско-родительских отношений;

-     повышение интереса родителей к совместной деятельности по краеведению;

-     повышение степени удовлетворенности родителей качеством образования.


Этапы реализации проекта:

Первый этап - Подготовительный.

-     Подбор и изучение методической литературы по теме;

-     Информация родителям о предстоящей деятельности;

-     Подбор художественной литературы, фотографий, иллюстраций, плакатов по теме проекта;

-     Составление плана основного этапа проекта.

Второй этап – Основной.

-     Проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий с воспитанниками;

-     Работа с родителями по заданной теме;

-     Организация дидактических и подвижных игр, индивидуальной и групповой работы. 

Третий – Заключительный этап.

-     Туристская прогулка «Достопримечательности Оренбургской области».

 

Схема реализации проекта

Раздел программы

Формы и методы работы

Физическое развитие

Подвижные игры на туристическую тематику: «Ловкий турист», «Туристские препятствия», «Походный суп», «Напои друзей», «Полоса препятствий», «Следопыты».

Практические занятия «Я в походе не отстану», «Туристский строй», «Болото».

Игры-упражнения на увеличение интенсивности  двигательной активности «Следопыты», «Ниточка-иголочка», «Зеркало», «Смена ведущих».

Спортивное развлечение с использованием технологии геокешинг «На поиски пиратского клада»

Социально-коммуникативное развитие

Беседа «Я и моё здоровье», «Я и природа», «Безопасное поведение во время спортивных игр»

Д/и «Собери рюкзак в поход»,

Д/и «От чего планета грустит и радуется»

Д/и «Сортировка мусора»

Д/и «Лабиринты»

Игровые упражнения «Если я потеряюсь в лесу», «Привал», «Готовим обед»

Акция «Сдай макулатуру – сохрани дерево!»

Познавательное развитие

Рассматривание иллюстраций «Дети в походе»,

Д/и «Чьи следы»

Викторина «Знатоки природы»

Лепбук «Земля – наш общий дом»

Экскурсия по экологической тропе «Правила друзей природы», «Шестиногие хозяева планеты», «В гости к дубу», «Здравствуй, матушка – река!».

Знакомство с топографическими знаками

Туристская прогулка «Достопримечательности Оренбургской области»

Речевое развитие

Чтение стихотворения «Вперед в поход!» В.Крякин

Чтение «Великие путешественники» В. Зощенко

Рассказывание сказки «Лягушка - путешественница» В. Гаршина

Туристические загадки

Заучивание речёвки туриста

Художественно-эстетическое развитие

Рисование «Мы в походе»

Составление маршрутов и карт-схем

Заучивание песен «Когда мои друзья со мной», «Песенка бременских музыкантов», «Вместе весело шагать».

Изготовление пилотки в технике оригами.

Работа с родителями

Консультация «Организация семейных прогулок - походов»

Привлечение родителей к участию в оформлении альбома «Наш семейный отдых»

Описание реализации проекта.

В конце учебного года, мы с детьми беседовали о предстоящем летнем сезоне, чем люди занимаются летом, как отдыхают. При рассказе о том, что многие люди ходят в летние походы, мы выяснили, что многие дети не знакомы с таким видом отдыха, и, конечно же мы решили начать ходить в походы. Исходя из этого, мною было решено разработать проект «Весёлые туристята». Так как никаких знаний о походах у детей не было, нам предстояла большая подготовка.

В течение месяца с детьми проводилась работа по подготовке к походу. Конечно же основным направлением было физическое развитие. Беседовали о здоровом образом жизни, о соблюдении безопасности во время спортивных игр. 


Каждый день дети играли в различные подвижные игры на туристическую тематику «Ловкий турист», «Туристские препятствия», «Походный суп», «Напои друзей», «Полоса препятствий», практические занятия «Я в походе не отстану», «Туристский строй», «Болото», игры-упражнения на увеличение интенсивности  двигательной активности «Следопыты», «Ниточка-иголочка», «Зеркало», «Смена ведущих». 

Все это позволило укрепить все группы мышц, улучшило координацию движений детей, ориентировку в пространстве, силу и выносливость.


           Также проводилось спортивное развлечение с использованием технологии геокешинг «На поиски пиратского клада». Участвуя в нем, дети научились работать с картами-схемами, на которых отмечено, где спрятаны клад, подсказка или задание.


          Много работы проводилось и в других образовательных областях.

В беседе «Земля – наш общий дом» дети говорили о том, как мы должны заботиться о своей планете, проговаривали правила поведения в природе.


           Закрепляли эти знания с помощью дидактических игр «От чего планета грустит и радуется», «Сортировка мусора», работали с лепбуком «Земля – наш общий дом».
 

Итогом таких бесед стала экологическая акция «Сдай макулатуру – сохрани дерево!», в результате которой было собрано несколько десятков килограмм макулатуры и переданы в пункт приёма. Такая работа позволяет надолго отпечатать в сознании ребёнка, что нашу планету нужно беречь!


            В экскурсиях на экологическую тропу дети знакомились с различными растениями, животными, водоемами, играли в игры «Чьи следы» и «С какого дерева лист». 


          С помощью экологических знаков выучили «Правила друзей природы».


            Также познакомились с топографическими знаками, которые используют для составления карт.



          После беседы о предстоящем походе ребятам захотелось нарисовать свои рисунки на тему «Дети в походе». Так же подключились родители и мы составили альбом с фотографиями «Наш семейный отдых».


          В процессе рассматривания альбома дети восторженно рассказывали о своем отдыхе с родителями, фантазировали о предстоящем летнем отдыхе, куда бы они могли отправиться.

Во время вечерних прогулок детям полюбилось усаживаться вокруг импровизированного костра, рассказывать различные истории, петь песни, придумывать и отгадывать загадки, читать различные литературные произведения.


             Для родителей была подготовлена консультация «Организация семейных прогулок-походов», в которой говорится о том, что недостаточная физическая активность приводит к гиподинамии у ребенка. От этого страдает мышечная система: снижается мышечный тонус, работоспособность, выносливость, уменьшается масса и объём мышц. Одним из средств физического воспитания являются прогулки – походы, в ходе которых у детей развиваются физические качества, формируется потребность в движении, развивается любознательность, трудолюбие и самостоятельность, устанавливаются дружеские взаимоотношения между детьми и родителями.

Наконец-то настало время собираться в поход.

Дети с огромным удовольствием подключились к процессу подготовки к походу. Первым делом мы придумали название для нашей команды – «Весёлые туристята» и изготовили значки с эмблемой. Так как это происходило летом, то нам необходимы были головные уборы. Используя технику оригами, мы решили сделать пилотки из газет. Чтобы в пути было веселее, дети выучили речевку-кричалку «Мы – туристы!», а также весёлые песни о дружбе и путешествиях. Но какой же поход без туристической палатки… В этом нам помогли наши родители. Также они подготовили для детей рюкзачки, куда они могли положить необходимые для похода вещи. А для того, чтобы дети знали, что же ещё берут с собой туристы, мы поиграли в игру «Собери рюкзак в поход», и, чтобы не заблудиться в походе, разгадывали различные лабиринты.

Наш поход «Достопримечательности Оренбургской области» имел эколого-краеведческую направленность. Совместно с детьми была разработана карта-схема маршрута нашего похода на территории ДОО. На карте были обозначены места остановок, привала, лагеря. Во время утренней прогулки мы отправились в поход, взяв с собой рюкзаки.

Первой достопримечательностью были Уральские горы. После рассказа про горы с рассматриванием иллюстраций, дети узнали, что в горах есть много останков древних животных. 


             Ребятам было предложено стать археологами и провести раскопки в горах. В песочнице в куче песка были закопаны пластмассовые фигуры животных, а дети с помощью кисточек откапывали их. В результате у детей расширились представления о богатстве окружающего мира в древности, об экологических экспедициях.


           Второй остановкой были Оренбургские степи. Ребята познакомились с различными растениями, растущими в наших степях. Здесь они превратились в ботаников и, с помощью луп, смогли рассмотреть при увеличении растущие на территории сада травянистые растения. Благодаря этому у детей закрепились знания о цветах и травах, уточнились представления об их целебных свойствах.


            Третьей достопримечательностью оказалась река Урал. С детьми была проведена беседа о том, что в последнее время река обмелела и стала очень загрязнённой. Ребята решили побыть экологами и помочь очистить реку. В надувном бассейне с водой плавали пластмассовые шарики. С помощью черпаков дети убирали шарики в корзину. Благодаря их помощи река была очищена. Этот момент способствовал развитию доброжелательного и ответственного отношения к природе, желания оказывать помощь природным объектам.



            В промежутках между остановками проводились динамические паузы и подвижные игры, благодаря чему дети не переутомились.

В конце похода мы пришли в лагерь, где стояла туристическая палатка. Дети с огромным удовольствием захотели посидеть внутри палатки, выразить свои эмоции.


           Подведение итогов похода имеет большую педагогическую ценность. В любом походе дети чему-то учатся. После дневного сна мы поговорили о прошедшем походе. Ребята, чтобы свободно общаться друг с другом, расположились удобно на коврике.


             Маленькие туристы поделились своими впечатлениями и рассказали, что больше всего им понравилось во время похода, а что вызвало трудности. Многим запомнилось как они вели раскопки в горах. Кто-то с гордостью сказал, что он очистил реку от мусора. А кому-то было немного тяжело, и он устал. Но, несомненно, все дети были в восторге от этого приключения. Ведь в душе каждого малыша живёт тяга к приключениям, в которых он учится преодолевать различные трудности, закаливает себя физически, учится ценить дружбу, с пользой проводит время и видит необычное в обычном.

В системе физкультурно-оздоровительной работы детский туризм зарекомендовал себя, как эффективная форма повышения двигательной активности детей, которая позволяет при минимальных затратах времени увеличить резервы здоровья детей, восстановить силы, работоспособность, расширить функциональные возможности детского организма, обогатить двигательный опыт, пополнить объем знаний в области физической культуры, туризма, краеведения и является одновременно одной из форм деятельности, позволяющей воспитывать маленького гражданина.

Здоровьесберегающие образовательные технологии обеспечивают ребенку возможность сохранения здоровья, формирования необходимых знаний, умений и навыков не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, учат использовать полученные знания в повседневной жизни.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.

 


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Экологический проект «Мы за чистый город»

Туристская прогулка "Знакомство с топографическими знаками"

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ЭТО ЗАГАДОЧНОЕ СЛОВО - МНЕМОТЕХНИКА"