Обучение грамоте детей дошкольного возраста через технологию Воскобовича



"ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИЮ ВОСКОБОВИЧА"


Среди многообразия современных методик по обучению дошкольников грамоте и чтению сложно найти полноценную, но в то же время игровую методику. Мы такую нашли!

Сегодня мы подробнее рассмотрим целую игровую систему подготовки к обучению грамоте и формированию первоначальных навыков чтения с использованием пособий «Теремки Воскобовича. Ларчик» + «Теремки Воскобовича», которая:

Используется для подготовки детей 5-7 лет с различным уровнем развития.

Основывается на поэтапном изучении по принципу «от простого к сложному».

Поддерживает интерес и мотивацию у детей на протяжении всего периода обучения.

Включает более 100 разнообразных увлекательных игр с буквами, словами и предложением, красочные иллюстрации, подробные пояснения.

При использовании данной системы процесс обучения чтению превращается в долгоиграющий восторг.

Итак, в путь вместе с «Теремками Воскобовича»

"Теремки" Воскобовича

«Теремки Воскобовича» – это популярная игра для обучения чтению. "Теремки" состоят из кубиков ("сундучков"), на гранях которых изображены гласные буквы (на пяти гранях – буква и ее образ, на шестой – подсказка, где какая буква находится), и коробочек ("теремков") с согласными буквами и окошечками на гранях. "Сундучок" вставляем в "теремок", согласный оказывается рядом с гласным – и получается слог. Это помогает детям понять принцип слияния звуков в слоге. Всего в комплекте Воскобовича 12 деревянных "теремков" (2 белых, 2 голубых, 2 желтых, 2 лиловых, 2 коричневых), а также 12 картонных "сундучков" с гласными на гранях (2 синих, 2 зеленых, 6 двойных сине-зеленых, 2 знаковых).

У каждой гласной буквы свой образ. В позе буквы А – Арлекин, О - Орлекин;  Урлекин, Ярлекин, Ырлекин, Юрлекин и т.д.

 

Первый этап – знакомство со звуками

Игра «Поймай звук»

Сказочный персонаж Фиолетового леса называет звуки, а дети хлопают в ладоши («ловят»), услышав заданный звук.

На начальном этапе в игре используются гласные звуки. На втором этапе игры – согласные твердые звуки. На третьем этапе – согласные мягкие звуки.

Второй этап – знакомство со звуками и буквами

Знакомство с гласными буквами.

Весь процесс повествуется через сказку.

«В волшебной стране Фиолетовый Лес все жители знают победителей конкурса «Голосок» музыкантов-акробатов. Они разъезжают по всей стране и показывают представления в БуквоЦирке.

Свои заветные песенки (гласные звуки) они хранят в сундучках. Арлекин, Орлекин, Урлекин, Ырлекин, Эрлекин – в синих, Ярлекин, Ёрлекин, Юрлекин, Ирлекин, Ерлекин – в зелёных. Если открыть сундучки – из них тут же польются разные звуки.»

Какие песенки в них хранятся? Спойте их.

Кто поёт? Угадайте имя музыканта акробата на фото.

Пример: а-а-а (Арлекин), и-и-и (Ирлекин).

Знакомство с согласными буквами.

«Много путешествовали музыканты-акробаты и однажды оказались в Городе говорящих попугаев. А в этом городе была одна странная улица – Неразговорчивая. На ней стояли красивые дома-теремки: белый, голубой, жёлтый... В теремках жили буквы – согласные. Только согласия между ними не было – между собой они не разговаривали. В белом теремке только бубнили (Б), пыхтели (П), ворчали (В), фыркали (Ф), в голубом – гремели (Г), колотили (К), долбили (Д), тарахтели (Т).

В чем было дело? Никто не мог понять.»

Найдите теремки, в которых согласные жужжат, шипят, зудят, свистят (теремок желтого цвета), хрюкают, цыкают, чихают и чем-то щелкают (коричневый теремок). А что делают в лиловом теремке?

Третий этап -  «Знакомство со слогами. Слияние букв»

Освоив звуки и буквы, можно приступать к слиянию их в слоги.

Слияние: закрытый слог.

«После представления пошли музыканты-акробаты на прогулку. Но Неразговорчивая улица оказалась очень крутой. И... Что случилось? Орлекин вдруг покатился, а навстречу ему – П. Оп! Стоят они лбы потирают. Не успели опомниться, как услышали со всех сторон: «Ах! эй! ух!» Вот и познакомились!»

Покажите, как столкнулись О и П. А что произошло с остальными буквами? Соедините сундучки с теремками. Какие слова вы услышали?

Слияние: открытый слог.

«Конечно, после этого происшествия музыканты-акробаты были приглашены в гости: надо же синяки и шишки йодом смазать, да чаю выпить. А потом гости запели песенки, хозяева подхватили: ПА-ПА-ПА, ДУ-ДУ-ДУ, ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ, ШИ-ШИ-ШИ, ЧУ-ЧУ-ЧУ.

После этого жителей Неразговорчивой улицы прозвали Согласные. Любо дорого послушать!»

Дальше по сказке дети знакомятся с твердыми и мягкими звуками, глухими и звонкими.

Четвертый этап - слоговое чтение. Чтение простых слов

Когда ребенок научится слитно читать слоги, можно составлять и читать простые слова. Устройство теремков позволяет превратить этот процесс в серию увлекательнейших игр.

«Теремки Воскобовича Ларчик»

Первый этап - Знакомство со звуками.

Второй этап - Знакомство со звуками и буквами.

Игра "День рождения буквы".

В начале работы все буквы в теремках закрыты разноцветными квадратами — «окошками». При знакомстве с буквой «окошко» открывается, и буква появляется.

Например: Сегодня День рождения у буквы Н. Прикрепляем букву на игровое поле. Даём характеристику звуку и знакомимся с теремком, в котором живет эта буква. Можно предложить детям сконструировать букву по образцу.

Третий этап – Игры с буквами.

В процессе работы на этом этапе у детей закрепляется представление о буквах.

Игра «Прятки с буквами»

Расставляете буквы на игровом поле и закрываете часть букв геометрическими фигурами разного цвета и размера. Сказочный герой загадывает букву, а ребенок рассказывает, где она находится, и соединяет ее с буквами в теремках. Например, буква А «спряталась» за желтым квадратом.

Четвертый этап – Знакомство со слогом

Ребенок знакомится со слогом, научится легко и интересно чтению слогов.

Игра «Построй мостик»

Расставляете на игровом поле гласные и согласные буквы. Сказочный герой предлагает построить слоговые мостики. Называет слог (ПА). Ребенок выбирает цвет и соединяет буквы, конструируя мостик кружками или веревочками выбранного цвета. Читает слог. Сказочный герой показывает фигуру определенного цвета, ребенок находит соответствующий мостик и читает слог.

Пятый этап – Игры со словами

У детей развиваются навыки составления слов из слогов.

Игра «Собери слова»

На игровом поле расположены слоги.

Вариант 1. Сказочный герой предлагает составить слово, называет слово или показывает картинку, а ребенок веревочкой соединяет слоги и читает слово.

Вариант 2. Ребенок самостоятельно составляет слова, соединяя слоги веревочками.

Игра «Бинокль»

Сказочный герой составляет на игровом поле слово. Справа и слева от слова прикрепляет разные буквы. Ребенок берет воображаемый бинокль, находит «спрятанное» слово, под каждой буквой найденного слова прикрепляет кружок и читает его. Например, ПРВАДОМКЧ (ДОМ).

Еще более 100 интересных игровых заданий вы найдете в пособии «Теремки Воскобовича».

Спасибо за внимание!

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Экологический проект «Мы за чистый город»

Туристская прогулка "Знакомство с топографическими знаками"

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ЭТО ЗАГАДОЧНОЕ СЛОВО - МНЕМОТЕХНИКА"