Обучение грамоте детей дошкольного возраста через технологию Воскобовича
"ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИЮ
ВОСКОБОВИЧА"
Среди многообразия современных
методик по обучению дошкольников грамоте и чтению сложно найти полноценную, но
в то же время игровую методику. Мы такую нашли!
Сегодня мы подробнее рассмотрим целую
игровую систему подготовки к обучению грамоте и формированию первоначальных
навыков чтения с использованием пособий «Теремки Воскобовича. Ларчик» +
«Теремки Воскобовича», которая:
▶ Используется для подготовки детей 5-7 лет с различным уровнем развития.
▶ Основывается на поэтапном изучении по принципу «от простого к сложному».
▶ Поддерживает интерес и мотивацию у детей на протяжении всего периода
обучения.
▶ Включает более 100 разнообразных увлекательных игр с буквами, словами и
предложением, красочные иллюстрации, подробные пояснения.
При использовании данной системы
процесс обучения чтению превращается в долгоиграющий восторг.
Итак, в путь вместе с «Теремками
Воскобовича»
"Теремки"
Воскобовича
«Теремки
Воскобовича» – это популярная игра для обучения чтению. "Теремки"
состоят из кубиков ("сундучков"), на гранях которых изображены гласные
буквы (на пяти гранях – буква и ее образ, на шестой – подсказка, где какая
буква находится), и коробочек ("теремков") с согласными буквами и
окошечками на гранях. "Сундучок" вставляем в "теремок",
согласный оказывается рядом с гласным – и получается слог. Это помогает детям
понять принцип слияния звуков в слоге. Всего в комплекте Воскобовича 12
деревянных "теремков" (2 белых, 2 голубых, 2 желтых, 2 лиловых, 2
коричневых), а также 12 картонных "сундучков" с гласными на гранях (2
синих, 2 зеленых, 6 двойных сине-зеленых, 2 знаковых).
У каждой
гласной буквы свой образ. В позе буквы А – Арлекин, О - Орлекин; Урлекин, Ярлекин, Ырлекин, Юрлекин и т.д.
Первый этап – знакомство со звуками
Игра «Поймай звук»
Сказочный персонаж Фиолетового леса называет звуки,
а дети хлопают в ладоши («ловят»), услышав заданный звук.
На начальном этапе в игре используются гласные
звуки. На втором этапе игры – согласные твердые звуки. На третьем этапе –
согласные мягкие звуки.
Второй этап – знакомство со звуками и буквами
Знакомство с гласными буквами.
Весь процесс повествуется
через сказку.
«В волшебной стране
Фиолетовый Лес все жители знают победителей конкурса «Голосок»
музыкантов-акробатов. Они разъезжают по всей стране и показывают представления
в БуквоЦирке.
Свои заветные песенки
(гласные звуки) они хранят в сундучках. Арлекин, Орлекин, Урлекин, Ырлекин,
Эрлекин – в синих, Ярлекин, Ёрлекин, Юрлекин, Ирлекин, Ерлекин – в зелёных.
Если открыть сундучки – из них тут же польются разные звуки.»
Какие песенки в них
хранятся? Спойте их.
Кто поёт? Угадайте имя
музыканта акробата на фото.
Пример: а-а-а
(Арлекин), и-и-и (Ирлекин).
Знакомство с согласными буквами.
«Много путешествовали
музыканты-акробаты и однажды оказались в Городе говорящих попугаев. А в этом
городе была одна странная улица – Неразговорчивая. На ней стояли красивые
дома-теремки: белый, голубой, жёлтый... В теремках жили буквы – согласные.
Только согласия между ними не было – между собой они не разговаривали. В белом
теремке только бубнили (Б), пыхтели (П), ворчали (В), фыркали (Ф), в голубом –
гремели (Г), колотили (К), долбили (Д), тарахтели (Т).
В чем было дело? Никто не
мог понять.»
Найдите теремки, в
которых согласные жужжат, шипят, зудят, свистят (теремок желтого цвета),
хрюкают, цыкают, чихают и чем-то щелкают (коричневый теремок). А что делают в
лиловом теремке?
Третий этап -
«Знакомство со слогами. Слияние букв»
Освоив звуки
и буквы, можно приступать к слиянию их в слоги.
Слияние: закрытый слог.
«После представления
пошли музыканты-акробаты на прогулку. Но Неразговорчивая улица оказалась очень
крутой. И... Что случилось? Орлекин вдруг покатился, а навстречу ему – П. Оп!
Стоят они лбы потирают. Не успели опомниться, как услышали со всех сторон: «Ах!
эй! ух!» Вот и познакомились!»
Покажите, как
столкнулись О и П. А что произошло с остальными буквами? Соедините сундучки с
теремками. Какие слова вы услышали?
Слияние: открытый слог.
«Конечно, после этого происшествия музыканты-акробаты были приглашены
в гости: надо же синяки и шишки йодом смазать, да чаю выпить. А потом гости
запели песенки, хозяева подхватили: ПА-ПА-ПА, ДУ-ДУ-ДУ, ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ, ШИ-ШИ-ШИ,
ЧУ-ЧУ-ЧУ.
После этого жителей Неразговорчивой улицы прозвали Согласные. Любо
дорого послушать!»
Дальше по
сказке дети знакомятся с твердыми и мягкими звуками, глухими и звонкими.
Четвертый
этап - слоговое чтение. Чтение простых слов
Когда ребенок
научится слитно читать слоги, можно составлять и читать простые слова.
Устройство теремков позволяет превратить этот процесс в серию увлекательнейших
игр.
«Теремки Воскобовича Ларчик»
Первый этап - Знакомство со звуками.
Второй этап - Знакомство со звуками и буквами.
Игра "День рождения буквы".
В начале
работы все буквы в теремках закрыты разноцветными квадратами — «окошками». При
знакомстве с буквой «окошко» открывается, и буква появляется.
Например:
Сегодня День рождения у буквы Н. Прикрепляем букву на игровое поле. Даём
характеристику звуку и знакомимся с теремком, в котором живет эта буква. Можно
предложить детям сконструировать букву по образцу.
Третий этап – Игры с буквами.
В процессе работы на этом
этапе у детей закрепляется представление о буквах.
Игра «Прятки с буквами»
Расставляете буквы на
игровом поле и закрываете часть букв геометрическими фигурами разного цвета и
размера. Сказочный герой загадывает букву, а ребенок рассказывает, где она
находится, и соединяет ее с буквами в теремках. Например, буква А «спряталась»
за желтым квадратом.
Четвертый этап – Знакомство со слогом
Ребенок знакомится со
слогом, научится легко и интересно чтению слогов.
Игра «Построй мостик»
Расставляете на игровом
поле гласные и согласные буквы. Сказочный герой предлагает построить слоговые
мостики. Называет слог (ПА). Ребенок выбирает цвет и соединяет буквы,
конструируя мостик кружками или веревочками выбранного цвета. Читает слог.
Сказочный герой показывает фигуру определенного цвета, ребенок находит
соответствующий мостик и читает слог.
Пятый этап – Игры со словами
У детей развиваются
навыки составления слов из слогов.
На игровом поле
расположены слоги.
Вариант 1. Сказочный
герой предлагает составить слово, называет слово или показывает картинку, а
ребенок веревочкой соединяет слоги и читает слово.
Вариант 2. Ребенок
самостоятельно составляет слова, соединяя слоги веревочками.
Игра «Бинокль»
Сказочный
герой составляет на игровом поле слово. Справа и слева от слова прикрепляет
разные буквы. Ребенок берет воображаемый бинокль, находит «спрятанное» слово,
под каждой буквой найденного слова прикрепляет кружок и читает его. Например,
ПРВАДОМКЧ (ДОМ).
Еще более 100 интересных игровых заданий вы найдете в пособии «Теремки
Воскобовича».
Спасибо за внимание!
Комментарии
Отправить комментарий