МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ЭТО ЗАГАДОЧНОЕ СЛОВО - МНЕМОТЕХНИКА"

 


Мастер-класс для родителей «Это загадочное слово – «мнемотехника»

Цель: Вовлечение родителей в процесс формирования у детей связной речи, используя метод мнемотехники.

- Здравствуйте, уважаемые родители!

Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются!!! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках».

В то же время родители говорят, что их ребенок великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать очередную серию мультфильма.

В чём причина того, что стихи дети запоминают с трудом, а рекламу запоминают великолепно?

Дело в том, что в первом случае, при разучивании стихотворения,

требуется произвольное запоминание (когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий), а во втором – действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе ребёнка. Вспомните

любую рекламу: текст, красочные картинки, быстро сменяющие друг друга, сопровождающиеся музыкой не требуют усилий для запоминания.

Что же делать родителям, как помочь детям запоминать стихотворные формы, рассказы? Чтобы решить эту проблему, мы обучим вас некоторым несложным приемам, с помощью которых мы поможем нашим детям в развитии памяти, в умении быстро запоминать стихотворения, скороговорки и любые другие тексты.

На помощь нам придёт мнемотехника и мнемотаблицы. Что же это такое?

Мнемотехника – специально разработанные приемы и способы

запоминания. Суть этого способа состоит в том, что, разучивая стихотворение, нужно рисовать вместе с ребенком к каждому слову, фразе или строчке какой-нибудь простой рисунок-символ. Удобнее показать стихотворение в виде таблицы. Каждая ячейка этой таблицы может соответствовать одному слову или целой фразе из стихотворения (мнемотаблица). После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему), а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы.

- От чего зависит быстрота заучивания стихотворения? (Зависит от памяти).

- Быстрота запоминания зависит от того, какая у человека память. Если память хорошая, то выучить можно быстро. Сейчас я проверю вашу память. Слушайте внимательно и постарайтесь запомнить слова, которые я назову.

Радуга, дождь, машина, гроза, ветер, снегопад, птица.

- Повторите, пожалуйста, слова, которые я сказала. (Ответы родителей)

- Вы запомнили много слов. Сейчас мы усложним задание. Я назову слова ещё раз, а вы постарайтесь запомнить их по порядку.

Педагог ещё раз называет все слова.

- Повторите по порядку слова, которые я проговорила. (Ответы родителей)

- Все смогли запомнить? (Нет, не все)

- У вас возникло затруднение. В чем у вас затруднение? (Не смогли запомнить слова по порядку).

- Не переживайте, давайте разбираться.

- Скажите, а что помогло бы вам запомнить слова по порядку? (ответы родителей).

Воспитатель: Давайте попробуем вместе обозначить каждое слово символом, «зашифруем» его.

На мольберте расчерчено 7 квадратов в ряд, в каждом квадрате рисуем символ одного слова.

- (Можно нарисовать не весь предмет, а его часть…)

- На что похожа радуга? (ответы родителей)

- Какой символ мы выберем для изображения радуги?

- Тогда я попрошу одного из вас зарисовать этот символ в первом окошечке.

Какое слово мы зашифровали? (слово «радуга») родитель рисует.

- Как вы думаете, каким символом можно обозначить слово дождь? (ответы родителей)

- Придумываем символ для слова машина. (Можно нарисовать машину, колесо, руль.)

- Следующее слово «гроза». Как можно изобразить грозу? (Нарисовать молнию.)

Слово «ветер». Подумайте и представьте, как его можно обозначить.

(Ответы родителей)

- Какие интересные вы назвали варианты, я тоже хочу предложить свой.

Можно нарисовать дерево без листьев, которое сильно наклонилось.

Вариантов достаточно, выбирайте. Родители предлагают, один родитель зарисовывает символ.

Следующее слово «снегопад».

Придумайте, как мы обозначим слово «снегопад»? (Нарисуем, что снежинка падает). Давайте попробуем. Родитель зарисовывает.

- Последнее слово у нас «птица». Вспомните, как вы изображаете стаю птиц на своих рисунках? (Мы рисуем галочки). Заполняем последнее окошко.

- Вот мы и «зашифровали» все слова. Теперь повторите все слова по порядку, глядя на эти символы.

Родители называют слова.

- Вам удалось запомнить и воспроизвести все слова по порядку? (Да, удалось).

- Что вам помогло? (Символы, которые мы нарисовали).

- Вы сами придумали и изобразили символы, с помощью которых можно легко запомнить слова. Это один из способов быстрого запоминания. Запоминать можно не только слова, но и стихотворения и даже целые рассказы.

Вы хорошо поработали, и я вижу, что вы устали. У нас в детском саду тоже бывают переменки. Предлагаю немного отдохнуть. Угадайте, какая детская песенка закодирована в мнемосхеме, и спойте ее:

«Улыбка», «В траве сидел кузнечик», «В лесу родилась елочка».

Сегодня вы сами попробуете составить мнемотаблицу по стихотворению (Вы научились подбирать символы к словам, и сейчас настало время подобрать символы к стихотворению. Они вам помогут быстро выучить стихотворение. Давайте разделимся на три команды.

(Практическая часть)

Слушайте задание. Сейчас я раздам каждой команде стихотворение вы прочитаете его внимательно по словам, и каждое слово будете обозначать символом.

"1,2,3,4,5

Мы во двор пошли гулять,

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

С горочки потом катались,

А потом в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли,

Съели суп и спать легли!"

 

"Ходит осень в нашем парке,

Дарит осень всем подарки:

Фартук розовый — осинке,

Бусы красные — рябинке,

Зонтик жёлтый — тополям,

Фрукты осень дарит нам."

 

"Апрель! Апрель!

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь густой валежник.

Стали птицы песни петь

И расцвел подснежник."

 

- Давайте попробуем рассказать стихотворение, глядя на символы.

Родители рассказывают стихотворение, глядя на символы.

- У вас получилось запомнить стихотворение? (Получилось.)

- Что вам помогло? (Мнемотаблица)

- А эту мнемотаблицу на стихотворение «Подарки лета» мы составили вместе с детьми. (Воспитатель демонстрирует мнемотаблицу, ребенок рассказывает по ней стихотворение).

Таким образом, при регулярном использовании такого способа запоминания текста, у детей вырабатывается хорошая привычка перекодировать образы в рисунки. Я думаю, что игры с мнемотаблицами, которые мы показали сегодня, Вам пригодятся и так же понравятся вашим детям.

Их можно использовать в домашней игротеке. Это очень интересно и увлекательно! Таким образом, Вы можете в игровой, ненавязчивой форме разучить стихотворение или пересказать художественный текст и развивать память ребёнка. Мнемотаблица как наглядное пособие будет находится перед глазами ребенка, и он в любой момент может повторить стихотворение.

Предлагаем закрепить новый материал: разучите дома с ребенком стихотворение ко Дню России с помощью мнемотаблицы, которую составите вместе с ребенком и принесите её в группу. Мы разберем с детьми.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Экологический проект «Мы за чистый город»

Туристская прогулка "Знакомство с топографическими знаками"