Эколого-оздоровительные походы в детском саду.

В последние годы особенно волнует состояние здоровья детей дошкольного возраста. За последнее время число здоровых дошкольников значительно уменьшилось. Приоритетной задачей каждой дошкольной образовательной организации должно стать сохранение и укрепление здоровья воспитанников, формирование у них ценностей здорового образа жизни.

Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, гигиенической культуры, уровня развития здравоохранения, социально-экономической и экологической ситуации в стране. 

Сложная экологическая обстановка во многих городах в последнее время вызвана многочисленным транспортом, выбросами в атмосферу загрязняющих продуктов, свалками отходов, а также недостаточным озеленением.

Вследствие современных экологических проблем перед педагогами стоит задача большой значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе. Чтобы эти требования стали нормой поведения каждого гражданина, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей природы.

Общаясь с природой, изучая её объекты и явления, дети постепенно постигают окружающий мир. Природа - это источник красоты, радости, отдыха и здоровья.

Рассматривая природу как источник оздоровления дошкольников, педагоги ставят приоритетной задачей внедрения в работу с детьми такую форму обучения, как эколого-оздоровительные походы. 

Во время похода дети не только любуются красотой окружающей природы, получают определённые знания по экологии, закрепляют правила поведения в природе, знакомятся с разными видами растений, но и укрепляют своё здоровье. этому способствует сама окружающая среда. в походе удовлетворяется потребность в двигательной активности, развивается выносливость, укрепляется мускулатура. Такие прогулки способствуют профилактике целого ряда заболеваний у дошкольников.

Задачи, решаемые во время организации летних эколого - оздоровительных походов:

1. Оздоровительные задачи:

- укрепление здоровья дошкольников;

- приобщение к здоровому образу жизни;

- развитие двигательной активности, физических качеств, умения правильно дышать;

- совершенствование умения ориентироваться в пространстве.

2. Познавательные задачи: 

- закрепление знаний детей о летнем времени года;

- формирование начальных представлений о природе родного края;

- систематизация представлений детей о многообразии насекомых, растений;

- воспитание эмоционально-доброжелательного отношения к живым существам;

- совершенствование знаний об окружающей природе.

Задачи, решаемые во время организации осенних эколого - оздоровительных походов:

1. Оздоровительные задачи:

- укрепление здоровья дошкольников;

- приобщение к здоровому образу жизни;

- развитие двигательной активности, ловкости, выносливости.

2. Познавательные задачи:

- закрепление знаний детей об осеннем времени года;

- Закрепление примет, поговорок и пословиц об осени;

- формирование представлений об уникальности каждого вида растений, их роли в природе и жизни человека, умения видеть красоту осенней природы.

Задачи, решаемые во время организации зимних эколого - оздоровительных походов:

1. Оздоровительные задачи:

- укрепление здоровья дошкольников;

- приобщение к здоровому образу жизни;

- развитие двигательной активности, ловкости, выносливости;

- совершенствование техники дыхания при ходьбе;

- ознакомление с зимними играми - забавами;

- развитие навыков хождения на лыжах переменным шагом (имитация);

- обучение навыкам метания с места на расстояние правой и левой рукой.

2. Познавательные задачи:

- закрепление знаний детей о зимнем времени года;

- закрепление зимних примет;

- формирование представлений об образе жизни птиц зимой;

- развитие наблюдательности и любознательности через организацию опытно -экспериментальной деятельности.

Задачи, решаемые во время организации весенних эколого - оздоровительных походов:

1. Оздоровительные задачи:

- укрепление здоровья дошкольников;

- приобщение к здоровому образу жизни;

- развитие двигательной активности; 

- развитие физических качеств: быстроты, ловкости, выносливости;

- совершенствование техники дыхания при ходьбе;

- развитие умения ориентироваться в пространстве.

2. Познавательные задачи:

- закрепление знаний детей о весеннем времени года;

- формирование умения находить связи между изменениями в неживой и живой природе;

- закрепление примет, поговорок и пословиц о весне;

- развитие наблюдательности, любознательности.

Содержание каждого похода включает: педагогические цели, целевые ориентиры образования, средства реализации. Эколого-оздоровительные походы интегрируют все образовательные области и организуют различные виды деятельности дошкольников: игровую, двигательную, коммуникативную, познавательную, продуктивную, творческую.

В содержании каждого похода описываются снаряжение, предварительная работа и участники похода.

Структура эколого-оздоровительного похода представлена несколькими этапами:

1-й этап - подготовка к походу, где воспитатель проводит беседы с детьми о правилах безопасного поведения в походе;

2-й этап - организация похода. на этом этапе сообщаются цели похода, осуществляется проверка снаряжения, распределяется группой и спортивный инвентарь;

3-й этап - содержание эколого-оздоровительного похода, в которое включены различные формы организации детской деятельности: физминутки, двигательные паузы, эстафеты, подвижные игры, беседы, творческие задания, исследовательская деятельность, дидактические и словесные игры и др.;

4-й этап - подведение итогов похода, где обсуждается, что понравилось, что узнали нового, а также детям предлагается выполнить различные творческие работы по итогам похода.

Содержание похода включает в себя 3 блока:

1 блок "Укрепление здоровья":

- дыхательные упражнения;

- релаксационные тренинги;

- эмоционально-дидактические игры;

- беседы о здоровом образе жизни.

2 блок "Развитие двигательной активности и укрепление физических качеств":

- подвижные игры;

- игры-упражнения с высоким и низким уровнем двигательной активности;

- народные игры;

- игры - забавы;

- спортивные эстафеты.

3 блок "Познавательное развитие":

- экологические игры;

- словесные игры;

- информация для проведения наблюдения;

- задания для развития творческих способностей;

- фольклорный материал (считалки, поговорки, приметы, пословицы);

- художественная литература. 

Каждый поход должен стать эмоционально значимым событием в жизни детей, поэтому необходимо тщательно отбирать разнообразные интересные маршруты путешествий, обеспечивающие тесное общение с природой.

 Отправляясь в поход, необходимо выбрать одежду и обувь по сезону и погоде. В летнее время лучше всего надеть шорты, легкую майку из хлопка светлых тонов, головной убор с козырьком или панаму; на ноги - крепкую разношенную обувь с рифлёной подошвой; обязательно хлопчатобумажные носки.

Чтобы поощрять творчество детей, полезно брать в поход альбомы для рисования, фломастеры и карандаши. 

Поход с детьми требует тщательной подготовки. Тщательно составляется и проверяется запланированный маршрут. Все остановки отмечаются на карте-схеме маршрута. Обязательно наличие медицинской аптечки. 

Результативность.

Эколого-оздоровительные походы способствуют не только оздоровлению и закаливанию, но и обогащению ума впечатлениями, а души - красотой.

По результатам реализации эколого-оздоровительных походов  у детей дошкольного возраста:

- укрепилось физическое здоровье;

- усовершенствовались психофизические качества (быстрота, выносливость, лёгкость);

- повысилась мотивация к освоению основ здорового образа жизни;

- развились навыки взаимодействия со взрослыми и сверстниками во время различных видов детской деятельности;

- усовершенствовались навыки природосообразного поведения.

Комментарии

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Экологический проект «Мы за чистый город»

Туристская прогулка "Знакомство с топографическими знаками"

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ЭТО ЗАГАДОЧНОЕ СЛОВО - МНЕМОТЕХНИКА"