Эколого-оздоровительные походы в детском саду.
В последние годы особенно волнует состояние здоровья детей дошкольного возраста. За последнее время число здоровых дошкольников значительно уменьшилось. Приоритетной задачей каждой дошкольной образовательной организации должно стать сохранение и укрепление здоровья воспитанников, формирование у них ценностей здорового образа жизни.
Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, гигиенической культуры, уровня развития здравоохранения, социально-экономической и экологической ситуации в стране.
Сложная экологическая обстановка во многих городах в последнее время вызвана многочисленным транспортом, выбросами в атмосферу загрязняющих продуктов, свалками отходов, а также недостаточным озеленением.
Вследствие современных экологических проблем перед педагогами стоит задача большой значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе. Чтобы эти требования стали нормой поведения каждого гражданина, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей природы.
Общаясь с природой, изучая её объекты и явления, дети постепенно постигают окружающий мир. Природа - это источник красоты, радости, отдыха и здоровья.
Рассматривая природу как источник оздоровления дошкольников, педагоги ставят приоритетной задачей внедрения в работу с детьми такую форму обучения, как эколого-оздоровительные походы.
Во время похода дети не только любуются красотой окружающей природы, получают определённые знания по экологии, закрепляют правила поведения в природе, знакомятся с разными видами растений, но и укрепляют своё здоровье. этому способствует сама окружающая среда. в походе удовлетворяется потребность в двигательной активности, развивается выносливость, укрепляется мускулатура. Такие прогулки способствуют профилактике целого ряда заболеваний у дошкольников.
Задачи, решаемые во время организации летних эколого - оздоровительных походов:
1. Оздоровительные задачи:
- укрепление здоровья дошкольников;
- приобщение к здоровому образу жизни;
- развитие двигательной активности, физических качеств, умения правильно дышать;
- совершенствование умения ориентироваться в пространстве.
2. Познавательные задачи:
- закрепление знаний детей о летнем времени года;
- формирование начальных представлений о природе родного края;
- систематизация представлений детей о многообразии насекомых, растений;
- воспитание эмоционально-доброжелательного отношения к живым существам;
- совершенствование знаний об окружающей природе.
Задачи, решаемые во время организации осенних эколого - оздоровительных походов:
1. Оздоровительные задачи:
- укрепление здоровья дошкольников;
- приобщение к здоровому образу жизни;
- развитие двигательной активности, ловкости, выносливости.
2. Познавательные задачи:
- закрепление знаний детей об осеннем времени года;
- Закрепление примет, поговорок и пословиц об осени;
- формирование представлений об уникальности каждого вида растений, их роли в природе и жизни человека, умения видеть красоту осенней природы.
Задачи, решаемые во время организации зимних эколого - оздоровительных походов:
1. Оздоровительные задачи:
- укрепление здоровья дошкольников;
- приобщение к здоровому образу жизни;
- развитие двигательной активности, ловкости, выносливости;
- совершенствование техники дыхания при ходьбе;
- ознакомление с зимними играми - забавами;
- развитие навыков хождения на лыжах переменным шагом (имитация);
- обучение навыкам метания с места на расстояние правой и левой рукой.
2. Познавательные задачи:
- закрепление знаний детей о зимнем времени года;
- закрепление зимних примет;
- формирование представлений об образе жизни птиц зимой;
- развитие наблюдательности и любознательности через организацию опытно -экспериментальной деятельности.
Задачи, решаемые во время организации весенних эколого - оздоровительных походов:
1. Оздоровительные задачи:
- укрепление здоровья дошкольников;
- приобщение к здоровому образу жизни;
- развитие двигательной активности;
- развитие физических качеств: быстроты, ловкости, выносливости;
- совершенствование техники дыхания при ходьбе;
- развитие умения ориентироваться в пространстве.
2. Познавательные задачи:
- закрепление знаний детей о весеннем времени года;
- формирование умения находить связи между изменениями в неживой и живой природе;
- закрепление примет, поговорок и пословиц о весне;
- развитие наблюдательности, любознательности.
Содержание каждого похода включает: педагогические цели, целевые ориентиры образования, средства реализации. Эколого-оздоровительные походы интегрируют все образовательные области и организуют различные виды деятельности дошкольников: игровую, двигательную, коммуникативную, познавательную, продуктивную, творческую.
В содержании каждого похода описываются снаряжение, предварительная работа и участники похода.
Структура эколого-оздоровительного похода представлена несколькими этапами:
1-й этап - подготовка к походу, где воспитатель проводит беседы с детьми о правилах безопасного поведения в походе;
2-й этап - организация похода. на этом этапе сообщаются цели похода, осуществляется проверка снаряжения, распределяется группой и спортивный инвентарь;
3-й этап - содержание эколого-оздоровительного похода, в которое включены различные формы организации детской деятельности: физминутки, двигательные паузы, эстафеты, подвижные игры, беседы, творческие задания, исследовательская деятельность, дидактические и словесные игры и др.;
4-й этап - подведение итогов похода, где обсуждается, что понравилось, что узнали нового, а также детям предлагается выполнить различные творческие работы по итогам похода.
Содержание похода включает в себя 3 блока:
1 блок "Укрепление здоровья":
- дыхательные упражнения;
- релаксационные тренинги;
- эмоционально-дидактические игры;
- беседы о здоровом образе жизни.
2 блок "Развитие двигательной активности и укрепление физических качеств":
- подвижные игры;
- игры-упражнения с высоким и низким уровнем двигательной активности;
- народные игры;
- игры - забавы;
- спортивные эстафеты.
3 блок "Познавательное развитие":
- экологические игры;
- словесные игры;
- информация для проведения наблюдения;
- задания для развития творческих способностей;
- фольклорный материал (считалки, поговорки, приметы, пословицы);
- художественная литература.
Каждый поход должен стать эмоционально значимым событием в жизни детей, поэтому необходимо тщательно отбирать разнообразные интересные маршруты путешествий, обеспечивающие тесное общение с природой.
Отправляясь в поход, необходимо выбрать одежду и обувь по сезону и погоде. В летнее время лучше всего надеть шорты, легкую майку из хлопка светлых тонов, головной убор с козырьком или панаму; на ноги - крепкую разношенную обувь с рифлёной подошвой; обязательно хлопчатобумажные носки.
Чтобы поощрять творчество детей, полезно брать в поход альбомы для рисования, фломастеры и карандаши.
Поход с детьми требует тщательной подготовки. Тщательно составляется и проверяется запланированный маршрут. Все остановки отмечаются на карте-схеме маршрута. Обязательно наличие медицинской аптечки.
Результативность.
Эколого-оздоровительные походы способствуют не только оздоровлению и закаливанию, но и обогащению ума впечатлениями, а души - красотой.
По результатам реализации эколого-оздоровительных походов у детей дошкольного возраста:
- укрепилось физическое здоровье;
- усовершенствовались психофизические качества (быстрота, выносливость, лёгкость);
- повысилась мотивация к освоению основ здорового образа жизни;
- развились навыки взаимодействия со взрослыми и сверстниками во время различных видов детской деятельности;
- усовершенствовались навыки природосообразного поведения.
Спасибо,очень интересная информация
ОтветитьУдалить