Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе

«Семицветик для Белоснежки» 

Цель: обобщать и закреплять математические представления детей 6-7 лет.

Образовательные задачи:

·              Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 20.

·              Закреплять умение называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет), последующее и предыдущее число к названному, определять пропущенное число.

   • Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение в пределах 10.

   • Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку.

   • Развивать умение последовательно называть дни недели, месяцы и времена года.

   • Развивать внимание, память, логическое мышление.

Развивающие задачи:

·              Развивать внимание, память, логическое мышление

·              Развивать пространственное мышление.

·              Развивать мелкую моторику и координацию движений.

Воспитательные задачи:

·              Воспитывать нравственно-волевые качества (целеустремленность, желание думать, искать пути решения, приходить к положительному результату).

·              Воспитывать желание сопереживать сказочным персонажам.

   Дидактический наглядный материал

   Демонстрационный материал. Картинки с изображением времен года, карточки с цифрами и арифметическими знаками.

   Раздаточный материал. Тетради в клетку с изображением числовой линейки , карточки с цифрами и арифметическими знаками, картинки «Зажги лампу», цветные карандаши, 2–3 набора карточек с цифрами от 1 до 7, счетные палочки.

 

Ход НОД:

Вводная часть

Воспитатель: Дети, я сегодня пришла в детский сад и увидела на столе письмо. Письмо прислали для вас. Давайте прочтём и узнаем что в нем написано. В конверте белый лист. Вы когда-нибудь получали такое письмо? Я тоже нет. Это волшебное письмо, оно написано невидимыми чернилами. А как мы сможем его прочитать? Как вы думаете? У кого есть еще предложения? Давайте раскрасим его и посмотрим, что получится. (ПИСЬМО НАПИСАНО СВЕЧКОЙ)

Это письмо отправили гномики из сказочного леса, они решили сделать подарок Белоснежке — волшебный цветик-семицветик. Но злая колдунья, наложила на цветок математическое заклятье, которое смогут снять только настоящие знатоки математики. Гномы узнали, что ребята хорошо разбираются в математике, поэтому решили попросить их о помощи. За каждое правильно выполненное задание в шкатулке будет появляться лепесток семицветика.

 

Основная часть

Математическая разминка (опрос)

Будьте внимательны, первое задание — это математические вопросы:

1. Счёт от 1 до 20.

2. Счёт от 20 до 1.

·              Назовите соседей числа 3, 5, 8

·              Назови число на 1 больше, чем 6, 9, 17

·              Назови число на 1 меньше, чем 4, 8, 12

3. Какое сейчас время года?

·              Назовите соседей весны?

·              Сколько месяцев в году?

·              Назовите пропущенный месяц: декабрь . . . февраль, июнь . . . август

4. Сколько дней в неделе?

·              Какой сегодня день недели?

·              Какой день недели был вчера?

·              Какой день недели будет завтра?

·              Назови третий день недели.

·              Сколько выходных дней в неделе? Перечисли их.

·              Сколько будних дней в неделе? Перечисли их.

 

Игровое упражнение «Числовая линейка».

У детей в тетрадях дано изображение числовой линейки

Воспитатель говорит: «Все числа живут на числовой прямой. У каждого числа свое место. Рассмотрите линейку и назовите числа на ней. Какое число идет после числа три? Какое число стоит перед числом пять? Какое число стоит между числами семь и девять?

Воспитатель обращает внимание детей на картинку на доске  и поясняет: «Мальчик шел к своему другу и считал шаги. Каждая клетка на числовой линейке обозначает один шаг. Сначала он сделал три шага, а потом еще два шага. (Обводит двумя дугами сверху соответствующее количество клеток.) Составьте задачу про мальчика».

Воспитатель выслушивает варианты задач, вместе с детьми выбирает правильно составленную задачу и определяет ее структуру (условие, вопрос). Обводит снизу общее количество клеток (3). Дети повторяют задачу целиком и решают ее с помощью числовой линейки в тетради:

• красным карандашом отмечают количество «шагов», которое мальчик сделал сначала (3 клетки), и ставят вертикальную черту;

• красным карандашом отмечают количество шагов, которое мальчик сделал потом (2 клетки), и ставят еще одну вертикальную черту.

Ребенок на доске, а остальные дети на столе выкладывают решение задачи с помощью цифр и арифметических знаков и читают запись. Дети отвечают на вопрос задачи и обосновывают решение. 

Игровое упражнение «Круглый год».

На столе картинки с изображением времен года.

Воспитатель говорит: «Назовите времена года. (Осень, зима, весна, лето.)Вспомните названия месяцев осени (зимы, весны, лета)».

Дети делятся на 4 команды.

Воспитатель дает задание каждой команде: собрать картинки с определенным временем года, определить, какие месяцы на них изображены, и построить их по порядку. После выполнения задания дети называют времена года и их месяцы.

Игровое упражнение «Зажги лампу».

У детей картинки «Зажги лампу» (см. рис. 64). Воспитатель предлагает детям рассмотреть их и уточняет: «Какие светильники надо включить? (Люстру, торшер, настольную лампу.) От каждого выключателя цветным карандашом проведите шнур к соответствующей лампе».

Дети проверяют друг у друга правильность выполнения задания.

Физкультминутка  «Гномы»

Утром гномы в лес пошли (шаг на месте)
По дороге гриб нашли (наклон вперёд, выпрямиться, руки на поясе)
А за ним-то раз, два, три (наклоны туловища из стороны в сторону)
Показались ещё три! (руки вперёд, затем в сторону)
И пока грибы срывали, (наклоны вперёд, руки к полу)
Гномы в школу опоздали. (руки к щекам и покачать головой из

стороны в сторону)
Побежали, заспешили (бег на месте)
И грибы все уронили! (присесть)

 

Моделирование геометрических фигур

Ребята, а вы любите отгадывать загадки? Это необычные загадки, а математические — в них загаданы геометрические фигуры. Воспитатель загадывает загадки, дети из счетных палочек выкладывают фигуры.

 

Вот фигура крыша дома,
Она каждому знакома.
Три угла, три стороны,
И вершин всего лишь три.
Скажет вам любой дошкольник:
Та фигура... (Треугольник.)

 

У него углы прямые И четыре стороны.
Те, которые напротив, Параллельны и равны.
(Прямоугольник.)

 

Все четыре стороны
У него всегда равны.
Прямоугольнику он брат, Называется. . .
(Квадрат.)

 

Все четыре стороны
Тоже у него равны.
Но углы в нем не прямые — Острые есть и тупые.
Удивляется квадрат: «Кто-то сплюснул тебя, брат!»
(Ромб.)

 

Я фигуру начертил,
А название забыл.
Ту фигуру каждый знает
Юбочку напоминает.
В ней четыре стороны,
Не всегда они равны, (Трапеция.)

 

Игровое упражнение «Живая неделя».

Дети делятся на команды по 7 человек, каждая из них берет карточки с цифрами от 1 до 7 и определяет свой день недели.

Воспитатель читает стихотворение. По мере называния дней недели дети выстраиваются в шеренгу, образуя неделю.


Жаль, всего семь дней в неделе —
Дел навалом y Емели:
В понедельник на печи
Протирает кирпичи.
Не скyчает и во вторник 
Он плетет слонy намордник.
Языком молотит в среду
И баклyши бьет соседy.
После дождичка в четверг
Он пyскает фейерверк.
Пятница – тяжелый день:
Тень наводит на плетень.
И суббота не сyббота:
У него на мyх охота.
Но седьмой настанет день —
Сдвинет шапкy набекрень.
Потому что воскресенье 
Это праздник и веселье:
И, улегшись на печи,
Ест Емеля калачи!
В общем, трудно жить Емеле.
Было б восемь дней в неделе —
Вот тогда бы он успел
Сделать много важных дел!

А.Усачев

   Каждая команда называет дни недели. Дети начинают двигаться под музыку по кругу. С окончанием музыки они образуют новую неделю от заданного воспитателем дня и называют ее дни. Игра повторяется 2–3 раза со сменой карточек внутри команды.

 

Графический диктант

Воспитатель: И последнее задание — графический диктант. 

 

Заключительная часть

Из собранных лепестков дети выкладывают Цветик - семицветик

Воспитатель: Дети, хочу вам сказать спасибо. Вы помогли гномикам, молодцы!

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, чем мы сегодня занимались?

Какие задания мы выполняли, чтобы помочь гномикам? (ответы детей)

Какие задания вам понравились? Какие показались вам тяжелыми? (ответы детей)

А какие легкими? (ответы детей)

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Экологический проект «Мы за чистый город»

Туристская прогулка "Знакомство с топографическими знаками"

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ЭТО ЗАГАДОЧНОЕ СЛОВО - МНЕМОТЕХНИКА"