Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе
«Семицветик для Белоснежки»
Цель: обобщать и закреплять математические
представления детей 6-7 лет.
Образовательные
задачи:
·
Закреплять навыки
количественного и порядкового счета в пределах 20.
·
Закреплять умение
называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет), последующее и
предыдущее число к названному, определять пропущенное число.
• Продолжать учить
самостоятельно составлять и решать задачи на сложение в пределах 10.
• Упражнять в умении ориентироваться
на листе бумаги в клетку.
• Развивать умение
последовательно называть дни недели, месяцы и времена года.
• Развивать внимание, память,
логическое мышление.
Развивающие
задачи:
·
Развивать
внимание, память, логическое мышление
·
Развивать пространственное
мышление.
·
Развивать мелкую
моторику и координацию движений.
Воспитательные
задачи:
·
Воспитывать
нравственно-волевые качества (целеустремленность, желание думать, искать пути
решения, приходить к положительному результату).
·
Воспитывать
желание сопереживать сказочным персонажам.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Картинки
с изображением времен года, карточки с цифрами и арифметическими знаками.
Раздаточный материал. Тетради
в клетку с изображением числовой линейки , карточки с цифрами и арифметическими
знаками, картинки «Зажги лампу», цветные карандаши, 2–3 набора карточек с
цифрами от 1 до 7, счетные палочки.
Ход НОД:
Вводная часть
Воспитатель: Дети, я сегодня пришла в детский сад и увидела на
столе письмо. Письмо прислали для вас. Давайте прочтём и узнаем что в нем
написано. В конверте белый лист. Вы когда-нибудь получали такое письмо? Я тоже
нет. Это волшебное письмо, оно написано невидимыми чернилами. А как мы сможем
его прочитать? Как вы думаете? У кого есть еще предложения? Давайте раскрасим
его и посмотрим, что получится. (ПИСЬМО НАПИСАНО СВЕЧКОЙ)
Это письмо отправили гномики из сказочного леса, они
решили сделать подарок Белоснежке — волшебный цветик-семицветик. Но злая
колдунья, наложила на цветок математическое заклятье, которое смогут снять
только настоящие знатоки математики. Гномы узнали, что ребята хорошо
разбираются в математике, поэтому решили попросить их о помощи. За каждое
правильно выполненное задание в шкатулке будет появляться лепесток семицветика.
Основная часть
Математическая разминка (опрос)
Будьте внимательны, первое задание — это
математические вопросы:
1. Счёт от 1
до 20.
2. Счёт от
20 до 1.
·
Назовите соседей
числа 3, 5, 8
·
Назови число на 1
больше, чем 6, 9, 17
·
Назови число на 1
меньше, чем 4, 8, 12
3. Какое
сейчас время года?
·
Назовите соседей
весны?
·
Сколько месяцев в
году?
·
Назовите
пропущенный месяц: декабрь . . . февраль, июнь . . . август
4. Сколько
дней в неделе?
·
Какой сегодня
день недели?
·
Какой день недели
был вчера?
·
Какой день недели
будет завтра?
·
Назови третий
день недели.
·
Сколько выходных
дней в неделе? Перечисли их.
·
Сколько будних
дней в неделе? Перечисли их.
Игровое
упражнение «Числовая линейка».
У детей в тетрадях дано изображение числовой линейки
Воспитатель говорит: «Все числа живут на числовой
прямой. У каждого числа свое место. Рассмотрите линейку и назовите числа на
ней. Какое число идет после числа три? Какое число стоит перед числом пять?
Какое число стоит между числами семь и девять?
Воспитатель обращает внимание детей на картинку на доске и поясняет: «Мальчик шел к своему другу и считал шаги. Каждая клетка на числовой линейке обозначает один шаг. Сначала он сделал три шага, а потом еще два шага. (Обводит двумя дугами сверху соответствующее количество клеток.) Составьте задачу про мальчика».
Воспитатель выслушивает варианты задач, вместе с
детьми выбирает правильно составленную задачу и определяет ее структуру
(условие, вопрос). Обводит снизу общее количество клеток (3). Дети повторяют
задачу целиком и решают ее с помощью числовой линейки в тетради:
• красным карандашом отмечают количество «шагов»,
которое мальчик сделал сначала (3 клетки), и ставят вертикальную черту;
• красным карандашом отмечают количество шагов,
которое мальчик сделал потом (2 клетки), и ставят еще одну вертикальную черту.
Ребенок на доске, а остальные дети на столе выкладывают решение задачи с помощью цифр и арифметических знаков и читают запись. Дети отвечают на вопрос задачи и обосновывают решение.
Игровое
упражнение «Круглый год».
На столе картинки с изображением времен года.
Воспитатель говорит: «Назовите времена года. (Осень,
зима, весна, лето.)Вспомните названия месяцев осени (зимы, весны,
лета)».
Дети делятся на 4 команды.
Воспитатель дает задание каждой команде: собрать картинки с определенным временем года, определить, какие месяцы на них изображены, и построить их по порядку. После выполнения задания дети называют времена года и их месяцы.
Игровое
упражнение «Зажги лампу».
У детей картинки «Зажги лампу» (см. рис. 64). Воспитатель предлагает детям рассмотреть их и уточняет: «Какие светильники надо включить? (Люстру, торшер, настольную лампу.) От каждого выключателя цветным карандашом проведите шнур к соответствующей лампе».
Дети проверяют друг у друга правильность выполнения задания.
Физкультминутка «Гномы»
Утром гномы в лес пошли (шаг на месте)
По дороге гриб нашли (наклон вперёд, выпрямиться, руки на поясе)
А за ним-то раз, два, три (наклоны туловища из стороны в сторону)
Показались ещё три! (руки вперёд, затем в сторону)
И пока грибы срывали, (наклоны вперёд, руки к полу)
Гномы в школу опоздали. (руки к щекам и покачать головой из
стороны в сторону)
Побежали, заспешили (бег на месте)
И грибы все уронили! (присесть)
Моделирование геометрических фигур
Ребята, а вы любите отгадывать загадки? Это необычные
загадки, а математические — в них загаданы геометрические фигуры. Воспитатель
загадывает загадки, дети из счетных палочек выкладывают фигуры.
Вот фигура крыша дома,
Она каждому знакома.
Три угла, три стороны,
И вершин всего лишь три.
Скажет вам любой дошкольник:
Та фигура... (Треугольник.)
У него углы прямые И четыре
стороны.
Те, которые напротив, Параллельны и равны.
(Прямоугольник.)
Все четыре стороны
У него всегда равны.
Прямоугольнику он брат, Называется. . .
(Квадрат.)
Все четыре стороны
Тоже у него равны.
Но углы в нем не прямые — Острые есть и тупые.
Удивляется квадрат: «Кто-то сплюснул тебя, брат!»
(Ромб.)
Я фигуру начертил,
А название забыл.
Ту фигуру каждый знает
Юбочку напоминает.
В ней четыре стороны,
Не всегда они равны, (Трапеция.)
Игровое
упражнение «Живая неделя».
Дети делятся на команды по 7 человек, каждая из них
берет карточки с цифрами от 1 до 7 и определяет свой день недели.
Воспитатель читает стихотворение. По мере называния
дней недели дети выстраиваются в шеренгу, образуя неделю.
Жаль, всего семь дней в неделе —
Дел навалом y Емели:
В понедельник на печи
Протирает кирпичи.
Не скyчает и во вторник —
Он плетет слонy намордник.
Языком молотит в среду
И баклyши бьет соседy.
После дождичка в четверг
Он пyскает фейерверк.
Пятница – тяжелый день:
Тень наводит на плетень.
И суббота не сyббота:
У него на мyх охота.
Но седьмой настанет день —
Сдвинет шапкy набекрень.
Потому что воскресенье —
Это праздник и веселье:
И, улегшись на печи,
Ест Емеля калачи!
В общем, трудно жить Емеле.
Было б восемь дней в неделе —
Вот тогда бы он успел
Сделать много важных дел!
А.Усачев
Каждая команда называет дни недели.
Дети начинают двигаться под музыку по кругу. С окончанием музыки они образуют
новую неделю от заданного воспитателем дня и называют ее дни. Игра повторяется
2–3 раза со сменой карточек внутри команды.
Графический диктант
Воспитатель: И последнее задание — графический диктант.
Заключительная часть
Из
собранных лепестков дети выкладывают Цветик - семицветик
Воспитатель: Дети, хочу вам сказать спасибо. Вы помогли гномикам,
молодцы!
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, чем мы сегодня занимались?
Какие задания мы выполняли, чтобы помочь гномикам?
(ответы детей)
Какие задания вам понравились? Какие показались вам
тяжелыми? (ответы детей)
А какие легкими? (ответы детей)
Комментарии
Отправить комментарий