Возрастные психологические особенности детей пятого года жизни.

"Любознательные «почемучки» 

Ключ возраста. Четырехлетний ребенок часто задает вопрос «почему». Ему становятся интересны связи явлений, причинно-следственные отношения. 

Мышление. Мышление ребенка после четырех лет постепенно становится речевым. Если для малыша мыслительный процесс постоянно тяготел к тому, чтобы вылиться в практическую предметную деятельность, теперь он протекает уже преимущественно «в уме». Ведущим в этом процессе оказывается воображение. 

Основанием для классификации теперь может стать не только воспринимаемый признак предмета, но и такие сложные качества как «может летать», «может плавать», «работает от электричества» и т.п. Сформирована операция сериации – построения возрастающего или убывающего упорядоченного ряда (например, по размеру). Ребенок активно осваивает операцию счета в пределах первого десятка. 

Большинство детей начинают проявлять интерес к абстрактным символам - буквам и цифрам. Начинает развиваться знаково-символическая функция. Дети могут находить простейшие закономерности в построении упорядоченного ряда (например, чередование бусин по размеру или цвету, форме) и продолжать ряды в соответствии с ними. 

Развиваются и совершенствуются представления о пространстве и времени. Это открывает новые возможности как в познавательной деятельности, так и для самостоятельной организации детьми совместной деятельности со сверстниками – в первую очередь, игры. 

Наряду с интересом к реальным причинным связям явлений, ребенок именно около четырех лет обретает способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные «миры» – например, замок принцессы, саму принцессу и принца, события, волшебников и т.п. 

Эмоциональные реакции детей становятся более стабильными, уравновешенными. Если у ребенка нет актуальных причин для переживаний, четырехлетка – жизнерадостный человек, который преимущественно пребывает в хорошем расположении духа. Дети не так быстро и резко утомляются, они становятся более психически выносливы (что связано в том числе и с возрастающей выносливостью физической). Их настроение меньше зависит от состояния организма и значительно более стабильно. 

В этом возрасте у ребенка появляется принципиально новая способность: сопереживать переживаниям вымышленных персонажей – например, героям сказок. Эта способность требует умения представить во внутреннем плане, «в себе» те душевные состояния, чувства, которые испытывают герои, попадая в ту или иную ситуацию. Им становится доступна внутренняя жизнь другого человека. Таким образом, художественные образы развивают у ребенка способность в принципе воспринимать и сопереживать чувствам другого человека. Это возраст, к которому применима фраза А.С. Пушкина: «Над вымыслом слезами обольюсь…». На этой основе формируется и сопереживание разным живым существам, готовность помогать им, защищать, беречь. 

Игра. Отметим, что игра в бытовую ситуацию – поход в магазин, посещение доктора, приготовление обеда для семьи воспроизводит опыт ребенка и задействует его память и репродуктивное, воспроизводящее воображение, в то время как игра в волшебный сюжет требует активной работы продуктивного, созидающего воображения. В этом смысле они не заменяют друг друга. 

Сюжеты игр детей отражают их собственный опыт, а также черпаются из литературы и телефильмов и программ. Поэтому они постоянно меняются. Педагоги должны быть морально готовы, что сюжеты игр детей окажутся для новыми или неожиданными, а иногда и непонятными. 

Дети обожают переодеваться и наряжаться. В своих ролевых играх дети любят строить для самих себя дом. Возникающая чувствительность к состоянию другого отражается и в играх детей. Они теперь воспроизводят не игровые действия, а игровые ситуации, в которых всегда есть какие-то переживания. Речь детей обретает интонационное выразительное богатство, в ней появляются различные оттенки. Разнообразные позы, жесты, мимика передают разнообразные эмоции персонажа, которого изображает ребенок. Возникает ролевой диалог 

Сознание. Моральные представления. В волшебных сказках даны эталонные представления о добре и зле. Такие представления становятся основой формирования у ребенка способности давать оценку собственным поступкам. 

Речевое развитие. Значительно увеличивается значение речи как способа передачи детям взрослыми разнообразной информации. Рассказ становится эффективным способом расширения кругозора детей – наряду с практическим наблюдением и экспериментированием, которые доминировали в младшем дошкольном возрасте. Благодаря таким рассказам, просмотру познавательных телепередач, видеофильмов ребенок отрывается от мира «здесь и теперь» и активно интересуется животными, которых он видел только по телевизору или на картинке, слушает рассказ воспитателя об океане и о пустыне, о Москве – столице России, о других странах и людях, которые в них живут, а также жизнью динозавров и т.п. Дети также с удовольствием слушают истории из жизни воспитателей или других людей. К четырем годам речь ребенка уже в основном сформирована как средство общения и становится средством выражения мыслей ребенка и рассуждения. 

Личность. Отношение к взрослому. В этом возрасте взрослый нужен ребенку прежде всего, как источник интересной новой информации. Формируется авторитет взрослого как возможного учителя. 

Личность. Отношение к сверстнику. Как мы уже отмечали, сверстник становится интересен как партнер по играм. Ребенок страдает, если никто не хочет с ним играть. Формирование социального статуса каждого ребенка во многом определяется тем, какие оценки ему дают воспитатели. Необходимо подчеркивать что-то хорошее в каждом из детей. Следите, чтобы не было детей, которые получают от вас больше порицаний и негативных оценок, чем другие. Негативные оценки можно давать только поступкам ребенка и только «с глазу на глаз», а не на глазах у всей группы. 

Дети играют небольшими группами от двух до пяти человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу. Таким образом появляются первые друзья – те дети, с которыми у ребенка лучше всего налаживается взаимопонимание. 

Описываемый в данной главе возраст называется средним дошкольным. Это название показывает, что в данный год жизни существенно отличается как от предшествовавшего, младшего дошкольного возраста, так и от последующего – старшего. 

Рассказ становится эффективным способом расширения кругозора детей – наряду с практическим наблюдением и экспериментированием, которые доминировали в младшем дошкольном возрасте. 

 Уделяйте достаточно времени познавательным беседам с детьми. Начинайте читать им не только художественную, но и познавательную литературу. Дети также с удовольствием слушают истории из жизни воспитателей или других людей. Четырехлетний ребенок часто задает вопрос «почему». Ему становятся интересны внутренние связи явлений, и прежде всего причинно-следственные отношения. Разумеется, его пониманию пока доступны лишь наиболее наглядные и несложные примеры таких зависимостей. 

 Отвечая на вопрос ребенка, не пускайтесь в пространные и чрезмерно научные объяснения. Постарайтесь сформулировать мысль как можно более лаконично. Для четырехлетнего иногда достаточно просто рассказать о связи одного явления с другим. Например, на вопрос «почему молния?» достаточно ответить: «Тучи столкнулись друг с другом», не вводя абстрактное понятие «статическое электричество». Но объяснение всегда должно быть правильным с научной точки зрения и содержать достоверную информацию. 

Дети пробуют строить и первые собственные умозаключения. Нередко они носят фантастический характер. Иногда могут выглядеть как открытие ребенком для себя какого-то важного закона природа. Например, четырехлетний малыш стоит на диване и, высоко поднимая в руке, поочередно бросает на пол кубик, мячик, медвежонка и собственную сандалию. В заключении сам спрыгивает с дивана и задает вопрос: «Так это что, все будет вниз падать, если его отпустить?» 

 Внимательно выслушивайте все рассуждения ребенка и не торопитесь вносить в них свои коррективы. В этом возрасте важна не правильность вывода, а поддержать само стремление ребенка рассуждать и думать. Проявляйте серьезное уважение к его интеллектуальному труду. Шутки и насмешливый критический тон при обсуждении мыслей ребенка недопустимы. У некоторых детей негромкая речь «для себя» – так называемое «приборматывание» по ходу деятельности, ярко выраженное в младшем возрасте, еще сохраняется и продолжает выполнять функции организации и опережающего планирования деятельности. 

 Не следует запрещать детям негромко проговаривать свои действия в ходе работы. 

 Именно в этом возрасте читайте и рассказывайте детям волшебные сказки. Не спешите показывать иллюстрации (особенно низкого художественного качества). Пусть каждый представит себе Красную Шапочку по-своему. Пусть работает воображение детей. 

В волшебных сказках даны эталонные представления о добре и зле. Такие представления становятся основой формирования у ребенка способности давать оценку собственным поступкам. 

 Читайте детям сказки, в которых отчетливо выделены хорошие и плохие герои. 

Дети обожают переодеваться и наряжаться. 

 Обеспечивайте их разнообразными длинными юбками, шалями, шляпками, перчатками, веерами, бусами и браслетами, а также плащами, накидками, игрушечным оружием и т.п. предметами для игр в «волшебный мир». 

Некоторые дети с удовольствием представляют себя эстрадными артистами, изображают пение с микрофоном и танцуют. 

 Оставляйте время для таких занятий и обеспечивайте детей популярной музыкой в аудиозаписи. Музыкальные занятия, как правило не удовлетворяют этой потребности. Кроме того, они проходят не ежедневно. 

Как мы уже отмечали, сверстник становится интересен как партнер по играм. Ребенок страдает, если никто не хочет с ним играть. 

Формирование социального статуса каждого ребенка во многом определяется тем, какие оценки ему дают воспитатели. Например, дети не хотят играть с девочкой, которую постоянно ругают за медленный темп еды, хотя это обстоятельство не имеет отношения к ее возможностям как игрового партнера. 

В старшем возрасте степень зависимости детей от мнения взрослых снижается, причем особенно ярко это происходит у мальчиков. 

 Необходимо подчеркивать что-то хорошее в каждом из детей. Следите, чтобы не было детей, которые получают от вас больше порицаний и негативных оценок, чем другие. Негативные оценки можно давать только поступкам ребенка и только «с глазу на глаз», а не на глазах у всей группы. 

Дети играют небольшими группами от двух до пяти человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу. Таким образом появляются первые друзья – те дети, с которыми у ребенка лучше всего налаживается взаимопонимание. 

В своих ролевых играх дети любят строить для самих себя дом. 

 Обеспечивайте в группе возможность, используя мебель и ткани создавать дома, укрытия, «пещерки» для игр детей. 

Дети обожают путешествия и приключения. 

 В теплое время года устраивайте маленькие походы и «пикники». Расширяйте опыт ребенка за счет посильных экскурсий. Водите детей смотреть здания необычной архитектуры, памятники, красивые в природном отношении уголки. Выходите, если есть возможность, к реке или пруду, наблюдайте жизнь его обитателей. 

 Расширяйте представления детей о труде взрослых. Проводите экскурсии на стройку, в магазин, парикмахерскую, в сбербанк, на почту и т.п. 

Участие взрослого в играх детей полезно при выполнении следующих условий. 

 Дети сами приглашают взрослого в игру или добровольно соглашаются на его участие. 

 Сюжет и ход игры, а также роль, которую взрослый будет играть, определяют дети, а не педагог. 

 Характер исполнения роли также определяется детьми. «Значит, я буду дочка? А что я буду делать? – А ты не хочешь есть суп. А я тебя буду ругать!»)  

Недопустимо диктовать детям, как и во что они должны играть; навязывать им сюжеты игры. Развивающий потенциал игры определяется тем, что это единственная самостоятельная, организуемая самими детьми деятельность 

После четырех с половиной лет многие дети начинают проявлять активный интерес к буквам и цифрам. 

 Не тормозите искусственно процесс развития детей. Однако и не следует ставить задач научить их читать как можно быстрее. С каждым ребенком действуйте, согласуясь с его темпом запоминания и степенью заинтересованности в таких занятиях. 

 Создавая условия для радостного проживания детства, продумывайте иногда возможности развлечений для детей: приезд кукольного театра, прогулка в парк на аттракционы, посещение зоопарка или цирка и т.п. Недостатки воспитания к этому возрасту оформляются в устойчивые неприятные черты характера ребенка. 

 Важно воспринимать эти черты именно как следствие неправильного воспитания. Мягко и неагрессивно корректируйте негативные проявления. Учитывайте индивидуальные особенности темперамента, наследственность и принимайте каждого ребенка независимо от его проявлений. Оценивайте поступок, а не его личность в целом. 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Экологический проект «Мы за чистый город»

Туристская прогулка "Знакомство с топографическими знаками"

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ЭТО ЗАГАДОЧНОЕ СЛОВО - МНЕМОТЕХНИКА"